Новости

Public art в России: практика и перспективы

В первый день «Российской креативной недели» в лектории «Искусство» обсудили практику и перспективы паблик-арта в России. Участниками дискуссии стали городской планировщик, исследователь и менеджер проектов КБ Стрелка Мария Захарова, художник Миша Most, генеральный директор музея Москвы Анна Трапкова, куратор и основатель объединения «Артмосфера» Сабина Чагина. Модератором беседы выступил искусствовед, куратор факультета «Арт-менеджмент и галерейный бизнес» Бизнес-школы RMA Николай Палажченко.

Сегодня Москва – город исторических фасадов и бронзовых памятников. Благоустройство изменило облик столицы, но не включило в себя современные арт-объекты. Несмотря на формирующийся общественный запрос на качественный паблик-арт, речь все чаще идет об однодневных, временных инсталляциях. Каким может быть русский паблик-арт и как включить в городскую среду самобытные, наполненные смыслом и легкой иронией арт-объекты – эти вопросы обсудили участники дискуссии.

Художник Миша Most, автор самого масштабного мурала «Эволюция-2» в городе Выкса Нижегородской области, заметил, что российский город все еще обращен к прошлому.

«Бронзовые памятники – это напоминание о прошлом, в то время как скульптура – вне времени. К сожалению, проекты паблик-арта сегодня все чаще временные, многие из них даже выполнены из материалов, не способных простоять более двух лет. Проектов мало, нет чего-то глобального. Хотелось бы что-то оставить городу, ведь пространство для этого есть».

Есть и исключения: коллекция арт-парка «Никола-Ленивец», опыт фестиваля «Лучший город земли», когда фасады 150 зданий Москвы были украшены граффити российских уличных художников, три состоявшихся Биеннале искусства уличной волны «Артмосфера». Но не все жители страны готовы по достоинству оценить паблик-арт.

«На Московской молодежной биеннале молодого искусства была представлена работа Алисы Омельянцевой “Настройки экрана”. Светоотражающая тонировочная пленка нанесена на один из фасадов музея Москвы – памятника культуры федерального значения. Отражение фасада и смотрящего в этой пленке, тонкий философский смысл наблюдающего и наблюдаемого, идея объективации – все это вызвало сильное эстетическое переживание. Но многие жители города этого не поняли и сравнили работу с шоколадной оберткой», –  сказала Анна Трапкова.

Российский паблик-арт уходит от копирования западных образцов и часто обращается к концептуализму, смыслу, выраженному через текст. Не зря один из самых популярных арт-объектов в стране – «Счастье не за горами» Бориса Матросова.

«Перенимать западный опыт необходимо именно в административной части, касающейся современного искусства», – считает Сабина Чагина. 

Запрос на изменение пространства современного города и включение в него объектов искусства формируют сегодня музейные комплексы, ведомства и бизнес. Ответом может стать конструктивный диалог с современными художниками. 

Организаторами «Российской креативной недели» выступают ФГБУ «Роскультцентр», социальная платформа Фонда Росконгресс – Фонд Инносоциум и Российский книжный союз. Проект реализуется при поддержке Фонда Президентских грантов.

Вернуться на главную